Что такое FBO, FBS и DBS? Три формата работы с Вайлдберриз, Озон и другими маркетплейсами

FBO, FBS, DBS - форматы логистической работы с маркетплейсами

За несколько лет торговля через интернет претерпела революционные перемены — и это ен преувеличение, а факт. Подавляющее большинство малых и средних интернет-магазинов практически без боя сдали свои позиции и ушли в историю, уступив место технологическим гигантам — маркетплейсам. Но в данной статье не ставится цели обсудить, хорошо это или плохо — ничего изменить не получится. Поэтому тема очередной публикации — как оптимальным способом наладить работу с Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркетом, используя один из трёх форматов сотрудничества — FBO, FBS и DBS. Как расшифровываются и что означают эти аббревиатуры? Сейчас разберёмся вместе.

Схема FBO — работа через склад оператора (маркетплейса)

Схема Fulfilment by Operator — схема работы, при которой так называемым фулфилмент-оператором (генеральным логистическим партнёром) является маркетплейс. Он осуществляет полный цикл логистики, используя собственные (либо партнёрские) складские, логистические и иные мощности. Продавец со своей стороны отвечает лишь за надлежащую маркировку товара, его качественную транзитную упаковку и транспортировку до оптового логистического центра оператора. В данном случае — маркетплейса.

Сотрудничество по схеме FBO дает возможность выиграть в сроках доставки по всей стране и даже за её пределами за счёт чрезвычайно развитой сети региональных логистических центров ведущих маркетплейсов. Ещё можно избежать увеличения штата сотрудников и аренды складов, а также сэкономить время, деньги и нервы на обработке возвратов. Обратная сторона FBO — такое сотрудничество для продавцов обходится дороже. Кроме того, иногда высокая скорость доставки может полностью нивелироваться временем, которое придётся потратить на ожидание приёма товара на склад маркетплейса. Этот вынужденный простой может занимать до двух недель и более.  Также надо быть готовым к тому, что вы «замораживаете» активы — если вдруг товар на маркетплейсе не «выстрелит», его будет весьма проблематично и дорого забрать обратно, чтобы реализовать через другие каналы дистрибуции.

Почти диаметральные плюсы и минусы есть у второго востребованного вида работы с маркеплейсами — такая схема работы называется FBS.

Fulfilment by Seller — плюсы доставки силами продавца

Сразу отметим важную деталь — схема FBS не означает, что продавец буквально использует именно свой склад и прочие логистические ресурсы. Речь о том, что он сам решает все задачи по доставке каждого заказа — но не конечному потребителю, а опять же на склад маркетплейса. Сама площадка при этом обеспечивает лишь финишный участок цепи — как правило, доставку товара до своего ПВЗ. При этом продавец может найти более выгодного фулфилмент-оператора и воспользоваться его услугами. Либо же взвалить всё бремя ответственности на собственную службу и транспортно-логистические мощности — если они есть.

Конечно, когда вы сами контролируете все процессы или хотя бы имеете возможность на них влиять — качество услуг может быть заметно выше, чем при FBO. Кроме того, вы можете хранить весь ассортимент и количество на одном общем складе, даже если работаете со множеством маркетплейсов и активно продвигаете иные источники продаж. Также плюсом является возможность гибкой настройки приоритетов в торговле — нередко один и тот же товар имеет кардинально отличающиеся успехи на разных площадках. И работа с маркетплейсами по схеме FBS как раз позволяет минимизировать заморозку средств в крупных партиях товаров на складах гипермаркетов и избежать невыгодных условий их хранения или возврата в случае неуспеха.

Минусы также есть — в первую очередь это необходимость тратить на фулфилмент значительные материальные и человеческие ресурсы. Содержать собственный склад, сотрудников, транспорт. Или, как говорилось ранее, прибегать к услугам посредников.

И, наконец, есть третья схема работы — это когда маркетплейс в максимальной степени является просто посредником, никаким образом не соприкасаясь с товаром физически. Такая разновидность доставки получила название DBS.

DBS — Delivery by Seller: когда всё в руках продавца

Это — наиболее клиентоориентированная и прямая доставка товара до конечного покупателя, полностью исключающая нахождение товара на складах маркетплейса со всеми вытекающими отсюда минусами. Возможность тотального контроля над упаковкой и доставкой очень важна, если речь идет в первую очередь о габаритных и дорогостоящих товарах. Чем через меньшее количество логистических точек, человеческих рук и даже складских погрузчиков и роботов проходит такой товар — тем меньше риск его повредить или просто нарушить целостность упаковки.

В завершение стоит отметить, что продавец вполне может комбинировать различные схемы для разных товаров и товарных групп. Также важно понимать, что у каждого маркетплейса есть свои особенности, хотя в целом схемы везде приблизительно одинаковы. И, наконец, можно уверенно сказать, что в подавляющем большинстве случаем партнерство с опытным и мощным фулфилмент-оператором является наиболее правильным решением.

Теперь, когда с логистикой мы разобрались, не лишним будет напомнить, что немалую роль в продажа играют также и тексты для маркетплейсов – заполнение карточек WB, Ozon и других площадок реально помогает поднимать продажи. Так что обращайтесь – мы будем рады помочь вам в этом.

==
Если вам нравятся наши публикации, заходите также и в канал Лаборатории Контента в Telegram, там полезностей даже больше, чем на сайте 😉
Искренне ваша,
      Лаборатория контент-маркетинга Александра Алмиса.

Добавить комментарий