Поисковые системы, маркетплейсы и прочие: монополизация интернета неизбежна?

 

Куда катится интернет – к тотальной монополизации поисковиками и агрегаторами? Есть ли будущее у частных проектов, тем более – небольших? Попробуем разобраться.

Истоки монетизации поисковых систем

Для начала – немного лирики. За все время существования интернета в целом и глобальных поисковых систем в частности мы пережили уже несколько «революций», которые изменили и поиск, и философию интернета, и бизнес, и продвижение товаров и услуг. Все такие революции приводили к еще большему стремлению поисковиков и некоторых других крупных интернет-экосистем, по сути, монополизировать всю Всемирную паутину.

Например, в один прекрасный момент была придумана контекстная реклама. Это была настоящая финансовая революция с глобальным перераспределением рекламных денежных потоков. Она наконец-то смогла глобально монетизировать поиск и дать возможность ведущим поисковым корпорациям заработать действительно колоссальные деньги. Заработав миллиарды, интернет-гиганты стали вкладывать высвободившиеся ресурсы в разработку множества сторонних сервисов. Это наглядно видно на примере отечественного Яндекса, который стремится подмять под себя буквально все – от географических карт и офисных программ до такси, хранилищ данных и интернет-платежей. Не отстает от него и Гугл – лидер мирового поиска. А вот многие «сбитые летчики» наподобие мегапорталов конца прошлого века Yahoo и Altavista не смогли подстроиться под тенденции нового времени и улетели с рынка. Подобные примеры есть и в России – поисковик Апорт уже вряд ли кто-то вспомнит, а Рамблер сейчас является всего лишь высокотрафиковым агрегатором, но не более того.

Маркетплейсы – будущее торговли или крах небольших интернет-магазинов?

Маркетплейсы – это такие крупные сайты-агрегаторы, на которых размещают свои товары и услуги множество компаний. Они являются еще одним кирпичиком на пути к «монополизации» интернета. За последние лет 5-7 маркетплейсы составили громаднейшую нишу с огромными оборотами. Мировые лидеры наподобие Ozon имеют многомиллиардные размеры транзакций, а их ключевые владельцы вроде Джеффа Безоса являются одними из богатейших людей планеты.

Jeff Bezos

В своем стремлении завоевать всех и вся маркетплейсеры иногда доходят до откровенного маразма – хоть, вероятно, и прибыльного. Например, задуманный некогда талантливым и очень скромным парнем Виталиком Шуравко портал ONLINER.BY сейчас является одним из самых посещаемых ресурсов Беларуси. Беда только в том, что изначально это был сайт исключительно о мобильных телефонах, операторах и так далее. Да, понятно – времена меняются, аудитория расширяется. Но зачем же в такой замечательный сайт пихать не только всю электронику (что, в принципе, нормально и логично), но и квартиры, и машины и, пардон, мясорубки?)))

Тем не менее, сложно не признать, что практически весь органический трафик забирают себе «монстры» в виде поисковиков, маркетплейсов и википедий.  Поэтому молодому и скромному интернет-ресурсу вне зависимости от его направленности все сложнее  пробиться в топ поисковой выдачи. Казалось бы, уже даже нет острой необходимости создавать собственный интернет-магазины – проще потратить эти деньги на размещение в топовых и не очень топовых маркетплейсах.

Однако отчаиваться не стоит – качественное наполнение и кропотливая работа по распределению трафика рано или поздно принесет ожидаемые плоды. А бояться монополизации интернета не следует – будут и падения, и взлеты, ведь это все еще очень молодая экосистема, которая находится в стадии формирования.

==
Если вам нравятся наши публикации – подписывайтесь на канал Лаборатории Контента в Яндекс.Дзене и поощряйте наши тексты лайками и репостами!

Искренне ваш,

Александр Алмис.

==
Если вам нравятся наши публикации – заходите также и на канал Лаборатории Контента в Яндекс.Дзене и поощряйте тексты лайками и репостами!

Искренне ваша,
      Лаборатория Контента Александра Алмиса.

Добавить комментарий